Диакон Владимир Василик: Современный алкоголизм имеет демонический характер
Клирик Русской Православной Церкви убежден, что Россия преодолеет алкоголизм, если вернется к своим православным истокам… "Я достаточно скептично настроен в отношении статистики. Я не ставлю под сомнение добросовестность тех, кто проводит данные опросы, но они специфичны и индивидуальны, и цифры подаются так, как нужно заинтересованным лицам. Думаю, что о пьянстве в древнем Риме мы знаем немного больше, чем о современном состоянии дел, именно в силу обилия информации и ее противоречивости", – заявил в интервью "Русской линии" доцент Санкт-Петербургской Духовной академии, кандидат филологических наук диакон Владимир Василик, комментируя данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) "Алкоголизация России: не пора ли опять звать Горбачева?"
Согласно опросу ВЦИОМ, данные которого опубликованы на официальном сайте агентства, с той или иной частотой употребляют алкогольные напитки 74% россиян (в 1996 году – 77%). Спустя 13 лет больше стало тех, кто выпивает несколько раз в неделю (8% против 5%). Этот показатель наиболее высок в малых городах (44%) и среди 18-24-летних (12%). 23% употребляют алкоголь два-три раза в месяц, 18% – раз в месяц, 25% – реже, чем раз в месяц (в 1996 году – 29%). Каждый четвертый россиянин вообще не употребляет алкогольных напитков (24%) – в основном это жители столиц и средних городов (26% и 27% соответственно), а также респонденты старше 60 лет (47%).
Наблюдаются различия в частоте употребления алкоголя между мужчинами и женщинами. Так, не реже, чем несколько раз в месяц выпивают 45% мужчин и только 18% женщин. Женщины, напротив, более склонны сообщать, что употребляют алкоголь реже, чем раз в месяц (31% против 18% среди мужчин). Наконец, доля непьющих респондентов среди женщин вдвое выше, чем среди мужчин (31% против 16% соответственно).
По сравнению с 2005 годом, вдвое снизилась доля россиян, признающих необходимость и эффективность антиалкогольной кампании времен перестройки (с 15% до 8%). Такое мнение характерно, главным образом, для южан (14%). Как и прежде, каждый третий считает, что идея была правильная, но допускались перегибы и ошибки (33%), чаще об этом заявляют жители Северо-Западного (39%), Сибирского (40%) и Дальневосточного округов (42%). Каждый десятый (11%) неудачу хорошо задуманной кампании объясняет напором противников, больше всего таких респондентов на Урале и Дальнем Востоке (17% и 15% соответственно). Наконец, за четыре года снизилась доля тех, кто считает антиалкогольную кампанию времен перестройки изначально ошибочной (с 37% до 32%) – в основном это жители Северо-Западного округа (42%).
Хотя россияне, как и прежде, склонны считать, что по сравнению с эпохой Горбачева, люди стали пить больше, спустя четыре года респонденты стали сообщать об этом реже (55% против 61% в 2005 году). В том, что россияне стали употреблять больше алкоголя, уверены, как правило, жители Дальнего Востока (78%), женщины (59%), пожилые и малообеспеченные (по 63%). Каждый третий полагает, что ситуация не изменилась – чаще это уральцы (46%), мужчины (34%) и материально обеспеченные (36%). В меньшинстве те, кто уверен, что россияне стали пить меньше (7%). К такому мнению наиболее склонны жители Центрального округа (11%) и южане (12%) и мужчины (9%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 18-19 июля 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
"Мне кажется, что в общем размере пить стали, конечно, больше, чем пили в конце застоя и тем более в горбачевскую перестройку, – высказал свое мнение диакон Владимир Василик. – Но всё-таки мне кажется, что пить стали меньше, чем в начале 90-х. Я помню жуткий случай, когда праздновался День Независимости в 1994 году, я ехал на дачу, а у колеи дороги лежали через каждые 20 метров пьяные люди".
"На самом деле изменилась структура потребления алкоголя. Деревня сейчас спивается, и спивается в черную, страшно. Можно говорить о гибели целых деревень на почве алкоголизма. И то, что спиваются не только мужчины, но и женщины, – это еще страшнее. В городе по сравнению с началом 90-х стали пить меньше, но страшно то, что увеличилась потребление легких алкогольных напитков: пива, всяких низкопробных джин-тоников. А через это в алкогольную зависимость втягивается молодежь и подростки, и в дальнейшем они переходят на более тяжелые напитки", – отмечает отец Владимир.
"Мне кажется, что все-таки этот порок преодолим. Его корни очень и очень глубоки, они тянутся в языческие глубины. Потребление алкоголя во многих культурах воспринималось как культовое действо. В славянском язычестве питие было связано с культом, с жертвами и можно говорить о демоническом характере языческого алкоголизма. Также можно говорить о демоническом характере современного алкоголизма как о некой безбожной одержимости. Об этом хорошо говорил старец Ефрем, который пребывал на Афоне, а потом переехал в Америку, что алкоголизм есть некий вид демонической одержимости. У него очень глубокие духовные корни, связанные с погружением в мир нереального, виртуального, в мир пьяных мечтаний. Почему человек напивается? Потому что он, с одной стороны, желает от реальности отключиться, а, с другой стороны, в этой пьяной реальности желает возвыситься. Один обманывается во власти, другой – в творчестве, а у кого этого ничего нет, тот предпочитает обманываться в алкогольных парах. Другой исток алкоголизма – это желание снять стресс. Жизнь становится все более быстрой, плотной, эмоционально насыщенной и более беспощадной", – подчеркнул он.
"Как бороться со столь мощными истоками алкоголизации русского народа? Можно бороться только одним способом – христианской жизнью. Потому что если в человеке нет вакуума, куда можно влить алкоголь, то тогда даже моря водки и пива ему не страшны. Если человеку некогда и незачем пить, то тогда алкоголь побежден. Если он наполнен Духом Святым, как сказал Апостол Павел: "не упивайтеся вином, в нем же есть блуд: но паче исполняйтеся Духом" (Еф. 4, 18, 19). Вот ключевой рецепт преодоления алкоголизма. Россия преодолеет алкоголизм, если вернется к своим православным истокам и корням. Ведь в начале XX века в преодолении алкоголизма произошел целый ряд чудес. А именно – образовывалось столько замечательных братств, одно из которых трезвенническое Александро-Невское братство. А когда в 1914 году был объявлен сухой закон, то сухой закон все соблюдали, и пьянство не было массовым явлением. Сухой закон в России в то время, в отличие от Америки, не производил столь тягостных и печальных последствий. Народ споили временщики и большевики, во-первых, отменой сухого закона в 1917 году, во-вторых, морями разливанными алкоголя в гражданскую войну, и наконец, этими несчастными фронтовыми 100 грамм во время Великой Отечественной войны. Для сравнения стоит отметить, что в XIX веке перед Бородинской битвой солдаты отказывались брать традиционную чарку водки. А в XX веке – сто грамм и вперед. Понятно, что обезболивание, снятие стресса, страшная война, но все-таки разница в уровне духовной жизни ощущалась. Далее пошло-поехало, и на фоне хрущевского разгрома деревни новая алкогольная волна накрыла деревню", – отмечает отец Владимир.
"В эффективность антиалкогольных кампаний я не верю. Под предлогом кампании, Горбачев нанес тяжелый удар виноградарству и виноделию. В качестве такого известного паллиатива нынешней безумной алкогольной культуре, базирующейся на потреблении водки и пива, конечно, может быть умеренное потребление вина. Библейская культура потребления вина в известном смысле вошла у нас в традицию. Вино веселит сердце человека. Не стоит забывать и о благословении вина во время литии. Другое дело, что этот продукт требует трезвенности и умеренности. Но Горбачев бил по вину. Среди южных народов есть культура потребления вина. Хронических алкоголиков среди грузин почти нет, так как они адаптировались и научились пить с рассуждением. Конечно, тут есть климатические и антропологические причины. У нас климат северный, у нас искони вина недоступны. Сейчас ситуация меняется, но понятно, что культурным винопитием положения не спасешь. Нужна занятость, как духовная, так и материальная. Потому что многой злобе научила праздность. Нужны православные просветительные центры, нужно широкое православное просвещение для русского человека, прежде всего, для русского мужика. Нужно обретение смысла жизни, обретение системы координат, в которых спиртному нет места или только по праздникам в умеренном количестве", – считает клирик РПЦ.
"Пьют у нас от праздности, пьют от бесцельности, от непонимания своей цели в жизни, ее смысла и координат. И чем больше будет в людях веры, чем больше будет смысла в их головах, тем меньше они потянутся к бутылке. Поэтому нужна не одноактная кампания, нужна целая система воспитательных мер, нужна продуманная антиалкогольная политика. Нужна продуманная ценовая политика и политика доступности алкоголя. Сейчас алкоголь доступен даже десятилетним мальчишкам. Нужна система очень жестких штрафов за продажу спиртного несовершеннолетним. Нужны очень жесткие ограничения на продажу слабоалкогольных напитков и пива молодым людям желательно до 18 лет. Алкоголь не должен быть слишком дорогим, потому что это может вызвать социальные конфликты, он должен быть таким, чтобы человек сто раз подумал, прежде чем разориться на бутылку. Должна быть введена государственная монополия на продажу алкогольной продукции. Если уж пьют, то пусть эти деньги идут не теневикам, а государству на социальные нужды. Нужно планомерное оздоровление общества. Православным нужно показывать пример трезвости", – заключил диакон Владимир Василик.
Русская линия
|