Дешевая водка: цена вопроса определяется не только рублями
Правительство РФ временно отказалось от предлагавшихся мер по дополнительному повышению акцизов на алкогольную продукцию. Запланированное ранее 30%-ное увеличение акциза на спирт решено заменить квотированием спирта для виноводочных заводов. Свое решение российские власти объясняют кризисом. Они боятся, что удорожание алкоголя, которое неизбежно при повышении спиртовых акцизов, в экономически нестабильное время приведет к резкому росту алкогольного контрафакта.
Российские ученые и представители общественных организаций хватаются за голову. По статистике, в России среди мужчин в возрасте от 20 до 55 лет, 83,9% употребляют самогон, 77,3% - водку, 7,3% - пиво и только 4% пьют сухое вино, указывают они. Таким образом, отказ от повышения акцизов на крепкий алкоголь в условиях галопирующей российской инфляции означает реальное падение стоимости крепких напитков и увеличение их доступности. "При нашей инфляции в 15-20% водка фактически становится на столько же дешевле", - сетует профессор РГГУ Андрей Коротаев.
С учетом того, что в России водка считается чуть ли не пищевым продуктом, неиндексация акцизов грозит ростом всех негативных проблем, вызванных вредным пристрастием - алкоголизма, насилия, преступности, и наконец, смертности, уверяют специалисты. "При этом ошибочно думать, что от водки гибнут одни лишь маргиналы, - замечает Артем Гиль, заместитель директора Общества специалистов доказательной медицины. - Сколько людей стали жертвами тех же ДТП по вине пьяных водителей!"
По словам экспертов, ценовая доступность водки (соотношение между ценой литра водки и среднестатистической зарплатой) напрямую влияет на уровень смертности среди россиян вообще и мужчин трудоспособного возраста в отдельности (см. график). Расчеты показывают, что решение правительства не повышать алкогольные акцизы может стоить россиянам 300-500 тыс. смертей в год, что за 5 лет превысит масштабы чернобыльской катастрофы, говорит руководитель отделения НИИ психиатрии МЗСР РФ Александр Немцов.
В условиях сложной демографической ситуации, дефицита бюджета и вновь запущенной алкогольной кампании политика властей представляется особо парадоксальной. "Сразу видно, что без водочного лобби тут не обошлось", - заявляет сопредседатель Российской коалиции за контролем над алкоголем Дарья Халтурина. Сейчас алкогольные лоббисты стремятся доказать, что в результате кризиса россияне стали пить больше, и потребление нелегального алкоголя выросло, что, по словам эксперта, в корне не верно. "В кризис снизилось потребление многих товаров, в том числе и водки. Как результат, с октября 2008 г. зафиксировано снижение смертности от алкогольных отравлений", - отмечает г-жа Халтурина.
Кроме того, неиндексируемый акциз все равно не в состоянии справиться с контрафактным алкоголем, так как он помимо неучтенной неподакцизной водки, представлен еще самогоном, спиртосодержащими жидкостями технического и парфюмерного назначения и аптечными настойками, продолжает Артем Гиль. Бороться с нелегальным алкоголем, по его словам, следует совершенно иными методами: ужесточать ответственность за производство и оборот нелегального алкоголя в разных его формах, увеличивать акцизы на этиловый спирт, ограничивать содержание этилового спирта в медицинских настойках до уровня 10-15%.
График 1*
Помимо борьбы с контрафактом необходимо одновременно снижать и подушевое потребление алкоголя, что опять-таки достигается, в первую очередь, путем увеличения стоимости крепких напитков за счет постепенного повышения акцизов, говорит Артем Гиль. (см. график 2). По этому пути, например, пошла Польша, до этого имевшая схожие с Россией проблемы в плане алкоголизма населения. Сейчас стоимость бутылки водки в Польше составляет примерно 500 р. "Если в России ее стоимость достигнет 250 р., это уже способно на 30-40% сократить уровень смертности населения от алкоголя", - считает Дарья Халтурина.
График 2*
* Источник: Конференция "Как дорого обойдется России дешевая водка"
Однако все предложенные меры не будут работать до тех пор, пока в стране не появится четко сформулированная антиалкогольная кампания, отмечают эксперты. "До сих пор такой не появилось, - говорит Александр Немцов. - Пока Медведев с Путиным лишь ограничились заявлениями, что "россияне много пью" и обещаниями что-то с этим сделать, в то время как четкие методы борьбы алкоголизмом и методы ее реализации до сих пор отсутствуют".
Более того, в стране нет и полноценной системы госрегулирования крепкого алкоголя, добавляет Андрей Демин, д.м.н., президент российской ассоциации общественного здоровья. "До недавнего времени семь ведомств занималось разными аспектами регулирования, сюда же еще добавилось и "министерство водки" - Госалкогольконтроль во главе с представителем алкогольной отрасли, который не обязан знать и думать о последствиях, - замечает эксперт. - Было бы целесообразнее, если бы в формировании алкогольной политики активно участвовало Минздравсоцразвития, с которого в итоге и будут спрашивать за вымирание народа от алкоголя".
Финам.ру
|