Беседа с ведущим российским экспертом в области проблем алкогольной смертности и алкогольной политики А.В.Немцовым на "Радио России"
У микрофона – ведущий Игорь Гмыза.
25 лет назад, в 1985 году, в СССР началась знаменитая антиалкогольная кампания. Старшее поколение прекрасно помнит водку по талонам, давку в очередях у винных магазинов и безалкогольные свадьбы под лозунгом "От безалкогольной свадьбы – к непорочному зачатию".
За минувшие четверть века количество потребляемого в России алкоголя выросло и достигло, по некоторым оценкам, 18 литров на душу населения. Надо ли в стране проводить новую антиалкогольную кампанию?
Гость студии – ведущий российский эксперт в области проблем алкогольной смертности и алкогольной политики, доктор медицинских наук, руководитель отдела информатики и системных исследований Московского научно-исследовательского института психиатрии Министерства здравоохранения и социального развития РФ Александр Викентьевич Немцов.
– Что такое эпидемиология последствий потребления алкоголя? В 1985 году вы занимались именно этой темой.
Как пояснил гость в студии, раньше термин "эпидемиология" относился только к инфекционным заболеваниям. Но те времена давно миновали. Теперь все явления медицинского свойства, имеющие популяционный характер (распространение среди населения), относятся к разделу эпидемиологии. Иначе говоря, эпидемиология – это наука о распространённости того или иного медицинского или квазимедицинского явления.
Эпидемиология потребления алкоголя – это, по сути, потребление алкоголя населением нашей страны.
– Вы начали заниматься этой темой до того, как была объявлена антиалкогольная кампания, или после?
А. Немцов стал заниматься данной темой после объявления в СССР антиалкогольной кампании. Приблизительно в ноябре-декабре 1985 года он догадался, что антиалкогольная кампания – это прекрасный эксперимент. С одной стороны, конечно, это дурацкое мероприятие правительства, но с другой стороны, замечательный эксперимент, очень жёстко проводимый в стране, в результате которого началось резкое снижение потребления населением алкоголя. Оно позволяло проследить за теми явлениями, с которыми алкоголь жёстко связан. Началось также и снижение всех зависимых от алкоголя явлений – числа алкогольных психозов, отравлений алкоголем и т.п., целого ряда социальных явлений.
А. Немцов тогда догадался, что надо заняться изучением данных явлений. Сделать в те времена это было очень трудно в силу того, что в стране всё, что касалось алкоголя, было засекречено. Но у А. Немцова был замечательный помощник – Александр Нечаев, который сумел проникнуть в эти самые "тайны". И они вместе начали заниматься: сначала алкогольными психозами в Москве, потом алкогольными отравлениями. И так постепенно дожили до 1988 года, когда, наконец, рассекретили все эти данные. Тогда уже можно было более свободно изучать эти явления. С тех пор А. Немцов этим и занимается. То есть, есть почти точная дата – ноябрь-декабрь 1985 года.
– Антиалкогольную кампанию вы восприняли как повод для научной работы, но саму её назвали "дурацким мероприятием правительства". Почему?
Потому что, пояснил А.В. Немцов, это социальное явление, пустившее в то время столь глубокие корни, нельзя было решать административными способами, с одной стороны. С другой стороны, нельзя было решать его методом кавалерийского наскока. Во всех странах, где правительства гораздо разумнее, это делается очень постепенно. Нельзя изменить психологию людей за год-два-три. Для этого требуются десятилетия. Если бы антиалкогольная кампания в СССР была рассчитана именно так – приблизительно на 30 лет со снижением в год приблизительно на 1-2 процента потребления, её можно было бы только приветствовать. Однако в то время правительство решило, что следует снижать потребление алкоголя в год на 11 процентов. А, по сути, в первом же полугодии в 1985 году снижение производства и потребления произошло примерно на 60 процентов, то есть с огромным перевыполнением. То есть, применялся метод "бития обухом по голове", причём сразу всего населения. Была выбрана абсолютно неверная тактика алкогольной политики.
Как, впрочем, и сейчас, когда планируется снижение потребления на 7,5 процента в год. Это тоже очень большая цифра, практически эффект не будет достигнут. Снижение необходимо проводить разумно, постепенно. Только в этом случае можно достичь успеха.
– Некоторые эксперты считают, что именно антиалкогольная кампания в результате стоила М.С. Горбачёву его поста президента СССР.
А. Немцов не исключает этого. Понятно, что пост свой он потерял не только поэтому, но несомненно, что поддержки народа он лишился именно благодаря антиалкогольной кампании. И его никто не пожалел, когда он попал в передрягу с Форосом. Все помнили о его этом деянии. Хотя надо отдать должное, не он был инициатором данной кампании. В стране были два человека – Лигачёв и Соломенцев, которые и были настоящими инициаторам. Именно они продавили антиалкогольную кампанию, уговорив Горбачёва заняться этим неблаговидным делом.
– При этом Юрия Владимировича Андропова многие вспоминают с благодарностью, памятуя о водке за 4.62, которую в народе прозвали "андроповкой".
Но они не знают, подчеркнул А. Немцов, что, по сути, у истоков антиалкогольной кампании стоял Андропов, который, будучи председателем КГБ, написал письмо в ЦК партии с предложением начать бороться с алкоголизацией населения страны. Он был человеком не глупым и понимал, к чему идёт дело в Советском Союзе. А дело шло к развалу. Он также понимал, что резервов у страны нет. И когда кончаются резервы, руководство обращается к так называемому "человеческому" фактору. И вот Ю. Андропов решил обратиться к человеческому фактору для снижения потребления алкоголя. Алкоголь действительно снижает экономический потенциал страны, ибо снижает количество населения. И в этом смысле он был, конечно, прав.
В ответ на то письмо были созданы всякие комитеты, но дело затянулось. Антиалкогольная кампания началась бы значительно раньше и была бы "андроповской", если бы не произошла череда смертей генсеков. В общем, тогда было не до того. И когда, наконец, к власти пришел молодой, энергичный новый генеральный секретарь, тут Соломенцев и Лигачёв решили поднажать на молодого, и кампания пошла. Началась она 1 июня 1985 года.
– В принципе, идея была верной. Было с чем бороться в тот период? Исполнение подкачало?
А. Немцов подтвердил, что было с чем бороться. Только вот слово "бороться" не подходит. Бороться со своим народом не надо. А это было именно борьбой со своим народом. Это был, по сути, последний эксперимент, который поставила советская власть над своим народом. Подобных экспериментов была прорва в истории Советского государства. Но последний эксперимент оказался очень неудачным. Именно из-за того, что это была административная акция, из-за того, что возможности правительства были уже очень слабы, никого расстреливать она уже не могла. Даже сажать тоже не стремилась. И всё это не было подкреплено идеей, стало проводиться без подготовки. Постановление ЦК относится к 17 марта 1985 года, а сама кампания началась 1 июня. В такой огромной стране без всякой подготовки вдруг начали закрывать магазины, бить тару, вырубать виноградники. В общем, это был пример того, как не надо бороться со своим народом. В результате ничего не получилось. Конечно, на какое-то время снизилось потребление алкоголя, резко понизилась смертность, ещё раз доказав, что таки смертность россиян очень тесно завязана на спиртное. Во время проведения антиалкогольная кампания сохранила жизнь более миллиону человек.
Но начались рыночные реформы, опять-таки неквалифицированное новое руководство страны ликвидировало монополию на алкогольную продукции, и все, кто сохранил себе жизнь во время антиалкогольной кампании, вымерли в период 1992-1994 годов. В 1994 году Россия поставила мировой рекорд по смертности населения. Вот что получилось.
Конечно, антиалкогольная идея в результате всех этих мероприятий была очень сильно подорвана. И сейчас уже никто не верит в возможность проведения новой антиалкогольной кампании, считают, что она сегодня не нужна.
Слушатель Олег Петрович из Ачинска (Красноярский край): Мне 71 год. Из них больше 50 лет я пью. Никаким алкоголиком не стал, а стал инженером. У меня 12 патентов на изобретения, нормальная семья, в трёх видах спорта приличные достижения. И сейчас пью. Хочу сказать, что алкоголиками являются Жерар Депардье, многие музыканты. То есть, теории, что благосостояния у населения, мало, пропаганда плохая, – это всё бред сивой кобылы.
Причина, по которой человек остаётся нормальным человеком, заключается в том, что в его жизни должен быть смысл, цель и интересное дело. И у страны в целом должна быть какая-то вера и смысл, и направление. Люди должны понимать, зачем они живут, и каждый день вставать с этим пониманием.
Как считает А. Немцов, необходимо согласиться с заключительными словами слушателя, что в жизни у каждого человека и у страны должны быть интересная работа, интересная идея, интересные жизненные задачи. Это абсолютно верно.
Но звонившего слушателя можно поздравить, ибо он пьёт, хотя может пьет регулярно, но не много, с тем, что он дожил до 71 года. Это редкий случай. Средняя продолжительность жизни мужчин в России колеблется между 58 и 60 годами. Его слова о том, что можно пить и сохранить здоровье, тоже бывает редко. Обычно всё-таки питие кончается плохо.
– Каков процент тех, кто умирает именно от алкоголя, из общего количества смертей в стране?
А. Немцов назвал эту цифру ужасной. Можно сказать, что каждый год в России умирает около 400 тысяч человек в связи с алкоголем. Если бы эти люди не пили, они бы могли продолжать жить. То есть, почти четверть смертей в России наступает в связи с алкоголем. При этом, что особенно неприятно, умирают в основном мужчины в трудоспособном возрасте, которые могли бы не только жить, но и работать и приносить пользу государству. Такой урон наносит нашей стране алкоголь.
Главная беда России заключается в крепких алкогольных напитках, именно в той их части, которая производится нелегально. Они выходят на рынок безакцизно, очень дешёвыми, а значит, очень доступными даже для бедных потребителей. Вот с чего бы надо было начинать борьбу Российскому государству.
Нынешняя молодёжь вроде бы как специализируется по пивку, но подобное происходит потому, что пиво доступнее по цене. На самом деле, уже очень давно, в начале 80-х годов, Всемирная организация здравоохранения рекомендовала правительствам мира переключить потребление алкоголя населения с крепкого алкоголя на слабоградусный алкоголь. И в этом смысле разговоры вокруг пива уводят от главного – от крепкого алкоголя, который занимает в общем количестве потребляемого алкоголя больше 80 процентов.
– Вы разработали методику для оценки реального уровня потребления алкоголя в России. Что вы думаете о тех цифрах, которые сейчас активно озвучиваются, в частности о цифре 18 литров?
А. Немцов думает, что это резко завышенная оценка реального потребления алкоголя населением России. И именно потому, что сейчас идёт снижение смертности от отравления алкоголем, снижение алкогольных психозов. А это показатель того, что сейчас происходит временное снижение потребления алкоголя. А. Немцов считает, что сегодня объём потребления алкоголя в России на душу населения составляет 12-13 литров. А 18 литров названы для того, чтобы было легко через 2 года отчитаться о том, что достигнуто снижение потребления алкоголя на 15 процентов – до 15,5 литра. Ведь это будет сделать легко, если сегодня страна потребляет гораздо меньшее количество алкоголя.
– Около года назад вы написали статью "Стране нужна антиалкогольная политика". По вашему мнению, антиалкогольной политики не существует в России? Что нужно делать и что не делается в этом направлении?
А. Немцов подчеркнул: самое главное – надо, чтобы население испытывало удовольствие от собственной жизни и не было перегружено бытовыми проблемами. Но сделать это очень трудно, и быстро сделать это точно не удастся.
Однако есть мероприятия, которые было бы необходимо провести в ближайшем будущем.
Во-первых, полностью подавить нелегальное производство крепких алкогольных напитков.
Во-вторых, повысить, но только после подавления нелегального производства, акцизы на все алкогольные напитки. Если сейчас повысить акцизы на официальную продукцию, то в стране резко вырастет подпольное производство.
В-третьих, ликвидировать легкую доступность алкогольных напитков, пиво должно исчезнуть из киосков.
В-четвёртых, поднять ответственность за продажу алкогольных напитков несовершеннолетним. В стране за это сейчас предусмотрены ничтожные штрафы. Важно разорвать связь между алкоголем и молодым поколением.
– Госмонополия на спирт и алкоголь должна быть возвращена? Государство отказалось это делать.
А. Немцов считает, что сделать это в нынешних условиях уже просто невозможно. Вернуть госмонополию на алкоголь при той степени развития подпольного производства, которое держится на коррупции, нереально.
В-пятых, ликвидировать коррупцию в области алкогольного производства.
Но можно ли ликвидировать коррупцию в отдельно взятой отрасли? Это большой вопрос. Поэтому А. Немцов несколько пессимистично настроен по поводу реализации антиалкогольной концепции, которая сейчас принята. Но лучше концепция, чем её отсутствие.
– Насколько достижимы цели, заложенные в нынешней концепции?
А. Немцов считает их недостижимыми. Но если произойдет снижение потребления алкоголя в стране хотя бы на 1-1,5 литра, это будет означать, что будет сохранено примерно 100 тысяч жизней граждан России в год.
Полностью беседу с гостем слушайте в аудиозаписи программы