Статистика показывает: продажа «тяжелого» алкоголя на душу населения в регионе последние три года уменьшается. Но позитива эти новости не прибавляют, поскольку дополняются другой информацией: алкогольный рынок все больше уходит в тень: только в 2015 году из теневого оборота было изъято 140 тысяч литров «левака». В том числе больше тысячи литров – смертельно опасного.
Выпил – и не проснулся
В прошлом году край «прославился». В ноябре новости из Красноярска напоминали вести с фронтов: один, двое, трое отравившихся виски. Когда счет умерших перевалил за десятку, а получивших тяжкий вред здоровью приблизился к пятидесяти, красноярцы начали поглядывать с опаской даже на спиртное из проверенных магазинов.
Как выяснилось, весь смертельный алкоголь был куплен бесконтактно – через Интернет. Насколько большой была отравленная партия, можно судить по тому, сколько было изъято оперативниками, – 1 578 литров. Если учитывать, что смертельная доза метилового виски так невелика, страшно представить, сколько трудоспособного населения мы могли недосчитаться.
Из той партии, по данным управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД по Красноярскому краю, «зависли» (т. е. не найдены) около 100 бутылок. И, похоже, не все они уничтожены. На прошлой неделе отец и сын приобрели на улице Кразовской в Красноярске у неустановленного лица две бутылки виски, в результате – оба в БСМП. Отец частично потерял зрение, что является самым распространенным «побочным эффектом», сын выпил меньше, потому серьезно не пострадал.
Эти двое любителей «элитного» дешевого алкоголя «проспали» мощнейшую информационную кампанию, которая была развернута в конце прошлого года: все – от губернатора до участковых – объясняли народу, что пить такой виски опасно.
Сейчас установлены все лица, причастные к сбыту метилового виски, – от крупного оптовика в Москве, который отправлял продукцию в край, до курьеров. Уголовное дело возбуждено по статье 238 Уголовного кодекса. Наказание за производство, хранение, сбыт товаров, не отвечающих требованиям безопасности по этой статье, – до 10 лет заключения. Сейчас задержано семь человек, трое под домашним арестом. Московский оптовик доставлен в край, следствие вышло на московский рынок – на линию по розливу. Сколько человек на территории нашей страны было отравлено этим ядовитым алкоголем, следствию еще предстоит установить.
Только бизнес – ничего личного
Всего за 2015 год было возбуждено 112 «водочных» уголовных дел, из них связанных со сбытом опасного алкоголя – 46, производством и хранением алкоголя без акцизов – 5, производством поддельных акцизных марок – 61. Установлено 58 лиц, совершивших преступления в сфере незаконного оборота продукции. Общий ущерб, который был нанесен государству, – более 52 миллионов рублей. Это при условии, что объемы производства крепкого алкоголя в крае достигли минимальных за 15 лет показателей. Поступления в региональный бюджет от акцизов уменьшились в два раза. Сейчас на нашей территории только два водочных игрока – «Красноярский водочный завод» и «Сибалко».
При этом оперативники остановили четыре незаконных производства: два «завода» в Емельяновском, по одному – в Минусинском и Канском районах. Так, в апреле прошлого года обнаружена линия по производству незаконной продукции и изъято 6 тысяч (!) литров водки. Разливалась водка одной из самых ходовых марок среднего ценового сегмента на окраине села Шуваево Емельяновского района, вместе с сырьем и бутылками была обнаружена линия по производству поддельных акцизных марок – и сами марки в рулонах.
Эти цеха, как считает начальник 8-го отдела ОЭБиПК ГУ МВД России по Красноярскому краю подполковник полиции Владислав Дресвянский, – капля в море нелегального алкоголя, который сплошным потоком идет в наш край с Северного Кавказа, из Ставропольского и Краснодарского краев. «Полуфабрикат», который попадает к нам с юга, не всегда смертельно опасен, но он гарантированно пробивает дыру в бюджете, край недополучает прибыль. Партии алкоголя, которые попадают к нам южным путем, поражают объемом: так, например, в прошлом году на территории одной из баз в Красноярске было изъято водки с поддельными акцизными марками больше 110 тысяч бутылок на сумму более 9 (!) миллионов рублей.
Ларьки и мелкие магазины
Всего за прошлый год изъято 140 тысяч литров «левого» алкоголя, из них 1 500 – опасного для здоровья, метилового. Сложно вообразить, что такое количество алкоголя можно продать так, чтобы это прошло мимо надзорных органов.
– Реализация подобной продукции происходит по ларькам и небольшим магазинам – в сельской местности и на городских окраинах. В крупных сетях эти факты нами не выявлены. При этом нельзя сказать, что в последнее время мы наблюдаем особый всплеск таких преступлений. На самом деле черный рынок алкоголя начал расти с тех пор, как начала расти официальная минимальная стоимость бутылки водки, – поясняет Владислав Дресвянский.
Минимальная стоимость бутылки водки сейчас составляет 185 рублей, и все упорнее разговоры специалистов о том, что необходимо еще повышение – минимум до 230 рублей. При этом себестоимость той же бутылки, которую покупают бутлегеры на югах, составляет от 20 до 50 рублей, средним оптовикам она переходит за цену в 70–80 рублей. А в небольших ларьках она стоит чуть больше сотни. И покупателям такого товара неважно, откуда взялась именно эта бутылка и есть ли на ней правильные акцизы. Чистая экономика – берут то, что выгоднее.
Вот и получается: бюджет недополучает деньги за продажу алкоголя, а государство продолжает лечить алкоголиков. Так, на противодействие распространению наркомании и алкоголизма в 2015 году в крае было потрачено 27 миллионов рублей. В это же время управление по борьбе с экономическими преступлениями работает в усиленном режиме: за несколько месяцев 2016 года уже изъято более двух тысяч литров незаконной продукции – так что у края есть все шансы обновить антирекорд прошлого года.
Чем опасен метиловый спирт?*
Сколько бы ни рассказывали о народных методах проверки, которые позволяют понять, какой спирт стал сырьем для алкоголя, нужно помнить: по вкусу, цвету и запаху метил идентичен этилу. А последствия его употребления фатальны.
Метиловый спирт является сильным нервно-сосудистым ядом. Тяжелые отравления могут возникать после приема внутрь 7–10 мл. Смертельная доза колеблется от 30 до 100 мл и выше, но у всех по-разному: описаны случаи смерти после приема уже 5 мл.
Метиловый спирт быстро всасывается из желудочно-кишечного тракта, но окисляется в организме в несколько раз медленнее этилового спирта.
После приема яда довольно быстро наступает своеобразная эйфория, которая в отличие от алкогольного опьянения не сопровождается выраженным возбуждением или приподнятым настроением, а больше напоминает состояние похмелья с головной болью, вялостью, нарушением координации движений и др. Это состояние быстро сменяется тяжелым сном. После сна пострадавшие могут в течение суток чувствовать себя хорошо. Затем наступают резкое общее недомогание, головокружение, мышечная слабость, боли в пояснице и животе. Человек в этот период может впадать в состояние сильного возбуждения или неожиданно терять сознание. Отмечается резкое снижение зрения, которое при тяжелом отравлении заканчивается слепотой. Смерть обычно наступает в состоянии глубокой комы вследствие паралича дыхательного центра. Без оказания своевременной медицинской помощи смерть обычно наступает на третьи сутки. При выздоровлении у пострадавших нередко остаются стойкие расстройства зрения вплоть до полной слепоты, функциональная неполноценность печени и др.
gnkk.ru