Стихия и паразиты оставили Кахетию и Аджарию без урожая
Ливень с градом прошел в середине августа в Грузии. Теперь стало окончательно понятно – стихия погубила урожай в главном винодельческом регионе страны Кахетии. И это далеко не единственная проблема, передает корреспондент телеканала «МИР 242 Михаил Робакидзе.
Если бы не стихия, виноградник утопал бы в зелени, Алазанская долина издалека отдавала бы синевой и грозди наполнялись бы сладким соком в ожидании ртвели - начала сбора урожая винограда.
Тамаз Гадалашвили не может смотреть на свой виноградник без слез. За ним ухаживал еще его дед, потом отец. Сам Тамаз тоже этой земле отдал всю жизнь. Такого не помнит.
«Град длился всего 12 минут. Когда все закончилось, вся деревня побежала в долину. То, что мы увидели, было ужасно. Такая картина бывает только зимой: ни одного листика, все белое от града, как от снега», – рассказывает житель села Кистаури.
Град и дождь превратили городские улицы в бурлящие реки, подтопили подворья, приусадебные участки и виноградники. Такую картину можно было увидеть на территории трех районов Кахетии. Уничтожено почти 100% урожая. С шести соток можно будет собрать лишь 30-40 килограммов, вместо шести тонн.
Что происходит с виноградной кисточкой после того, как по ней прошелся град? Нарушается целостность ее кожуры, и уже через несколько часов она начинает гнить. Собирать такой виноград смысла не имеет. Град повредил и побеги – а это сердце виноградника. Раз оно ранено, то и в следующем году на урожай рассчитывать не стоит.
«В лучшем случае эта плантация придет в себя через два года. Но для этого нужен очень серьезный уход, а значит, надо вкладывать деньги в удобрения, препараты, тратить много времени. Но где гарантия, что такое не повторится», – говорит житель села Кистаури Тамаз Гадалашвили.
Тамаз – один из немногих, кто застраховал свой виноградник. Теперь необходимо заключение экспертов. У него хотя бы есть шанс получить компенсацию. Большинство крестьян не могут рассчитывать на это. Теперь все разговоры об одном – как прокормить семью. Ведь виноград – основная культура для всей Кахетии.
«Чтобы застраховать виноградник, нужно его оформить. Для этого нужны справки, чертежи, измерения. Это тоже связано с расходами. У нас нет денег. Только одни долги», – отмечает местный житель Мосе Мосешвили.
В Кахетии застраховано меньше шести тысяч участков общей площадью шесть с небольшим гектаров, это всего 10% земель.
«Культуры страхования урожая и рисков у наших крестьян пока нет. Они считают, что это – выброшенные деньги. В этом году не повезло многим. Мы предлагаем государственное субсидирование страхового полиса. Оно составляет от 50 до 70%», – говорит руководитель программы страхования Министерства сельского хозяйства Грузии Наталья Харатишвили.
Чтобы обратить на себя внимание, местные жители даже перекрыли центральную магистраль, соединяющую регион с грузинской столицей. Требование одно – выплата компенсаций.
«Пока что сюда приехали только полицейские, чтобы нас уговорить открыть магистраль. Мы понимаем, что люди торопятся, но и у нас ведь тоже проблемы. Мы обречены на голод», – объясняет местный житель Давид Бежанишвили.
В Минсельхозе пояснили: компенсаций не будет, в бюджете такая статья не прописана.
«Единственное, что мы можем сделать в данной ситуации – обратиться к руководителям винодельческих предприятий, чтобы те приняли побитый градом виноград по соответствующей цене», – сказал министр сельского хозяйства Грузии Леван Давиташвили.
Заводы пошли на уступки и согласились принять заведомо некондиционный товар. Побитые гроздья сгодятся разве что на спирт. Цена соответствующая – 12 центов за килограмм.
Протестуют и крестьяне Аджарии. Они тоже перекрыли дорогу, тоже просят государственной поддержки и ругают непогоду. Сначала засуха, потом проливные дожди. И еще одна напасть – полчища клопов, из-за них пропал почти весь урожай.
«Моя семья голодает. В магазине больше не дают продуктов в кредит. Думал, что соберу урожай и расплачусь. А у меня еще агрокредиты. В мои-то 80 лет оказаться в таком положении. Всю жизнь работал и остался нищим»», – говорит местный житель Роман Романадзе.
«Я отсюда не уйду. Пусть с нами встретится министр сельского хозяйства. Нам нужны компенсации за погибший урожай. Наши сады и приусадебные участки полностью нужно вырубать, если не уничтожат клопов», – заявил местный житель Отари Беридзе.
На борьбу с мраморными клопами из бюджета было выделено несколько десятков миллионов долларов, получены международные гранты. Однако все деньги, по словам местных жителей, пошли в трубу. Либо химикаты были просроченными, либо их разбавили так, что насекомые их практически не почувствовали.
«Нам в штабе выдали какую- то жидкость, сказали – обработайте участок, поможет. Когда обработали, клопы попрятались, а на следующий день их стало намного больше. Словно их подбросили мне на участок», – рассказывает местный житель Сулхан Месхидзе.
Капризы природы и полчища паразитов против грузинских крестьян. Поэтому не стоит удивляться, почему деревни пустеют, а на прилавках появляются импортные фрукты и овощи в стране, которая всегда славилась сельским хозяйством.