Интервью главы Росалкогольрегулирования Игоря Алешина МИА "Россия сегодня"
Закончилось время, когда российский потребитель мог купить поддельный алкоголь даже в дорогом магазине, – сейчас подлинность напитка гарантирует покупателю информационная система ЕГАИС. Однако на рынке по-прежнему остаются проблемы, например, нелегальный оборот алкогольных суррогатов, настоек типа "Боярышник", пивных напитков. Что делает ведомство для защиты потребителей от такой некачественной и порой опасной продукции, как изменилось потребление алкоголя в России за последние годы и нужны ли одинаковые подходы к регулированию крепкого алкоголя, пива и табака, рассказал в интервью агентству "Прайм" новый глава Росалкогольрегулирования Игорь Алешин. - Игорь Олегович, какие проблемы на российском алкогольном рынке можно выделить в качестве самых главных – нелегальное производство, уход от акцизов, алкогольные суррогаты, что-либо еще?
— Прежде чем говорить о проблемах, хотел бы обратить ваше внимание на главный результат работы службы — сегодня каждый покупатель, приходя в легальный магазин может быть уверен в приобретении проверенного и подлинного алкоголя.
Происхождение любой бутылки алкогольной продукции на полке подтверждено ЕГАИС — единой государственной автоматизированной информационной системой учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Эта система работает во всех сегментах алкогольного рынка. ЕГАИС учитывает движение продукции от производственного звена в оптовое, а затем и в розницу — вплоть до продажи каждой бутылки конечному потребителю.
Сотрудниками Росалкогольрегулирования была проведена огромная работа — за два с половиной года в рамках контрольных мероприятий ликвидировано более 400 нелегальных заводов и складских площадок, арестовано и изъято свыше 80 миллионов литров нелегального спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Все это обеспечило дополнительные бюджетные поступления в размере 150 миллиардов рублей за последние два года. Конечно, это не означает, что на рынке сейчас нет проблем. К озвученным вами я бы добавил нелегальный оборот этилового спирта в виде фармацевтической субстанции, соблюдение требований действующих стандартов качества продукции и ситуацию с рынком пивоваренной продукции.
По всем этим направлениям работа продолжается. Уже предприняты первые необходимые шаги в части модификации отраслевого закона для усиления контроля над производством и оборотом фармсубстанции. В ближайшее время будут внесены дополнительные изменения в регулирование этого сегмента рынка.
Это усиление ответственности за незаконный оборот медспирта, пресечение его поставок на нелегальный рынок, включая меры по изъятию транспортных средств и емкостного оборудования, отмена оборота антисептических медицинских растворов и другие.
В пивоваренной отрасли речь идет о введении маркировки, строгом учете числа производителей по аналогии с системой лицензирования, снижении порога льготной мощности. - Какие задачи вы ставите перед собой на посту главы Росалкогольрегулирования, что необходимо сделать в первую очередь? Что можно улучшить на алкогольном рынке?
— Ключевых задач как было, так и остается две – защита населения от покупки нелегальной и, как правило, некачественной продукции и наполнение федерального бюджета акцизами от производства легального алкоголя.
Те проблемы, которые перечислены выше, являются логическим продолжением наших задач, и мы продолжим работу по их решению.
Что же касается улучшений, то думаю, вы знаете, что сейчас на алкогольном рынке идет внедрение помарочного учета продукции. Это дальнейшее развитие системы ЕГАИС.
Введение помарочного учета еще больше облегчит контрольную работу для государства, а также упростит работу участников рынка: будут отменены декларации и часть сопроводительных документов к обороту алкоголя.
Более того, не стоит забывать, что это еще и инновационный инструмент контроля — система позволяет хранить цепочки поставки продукции и отслеживать ее движение с использованием механизмов технологии блокчейн.
Отдельно хотел бы отметить, что считаю чрезвычайно важным и необходимым сохранение того коллектива, который сформировался в ведомстве. - На ваш взгляд, насколько алкогольная отрасль сейчас зарегулирована? Стоит ли пересмотреть нормативно-правовую базу с точки зрения регулирования, отказаться от каких-либо запретов?
— Работа алкогольного рынка, прежде всего, строится на исполнении норм действующего отраслевого закона. Не стоит забывать, что алкоголь — это весьма специфический продукт. Его производство и оборот требуют большой ответственности от игроков рынка. Поэтому и требования к участникам рынка должны быть соответствующими.
Что касается пересмотра нормативной базы, то все вопросы, возникающие по этому поводу, будут подробно обсуждены как на экспертных площадках нашего ведомства, так и Министерства финансов с привлечением всех заинтересованных сторон. - В последнее время очень много говорится о высоком уровне алкоголизации населения РФ. На ваш взгляд, действительно ли в России потребление алкоголя находится на избыточном уровне? Как его можно снизить?
— В данном вопросе готов согласиться с вами лишь отчасти. Действительно уровень употребления алкоголя среди россиян находится на довольно высоком уровне и его необходимо снижать.
Вместе с тем, хотел бы отметить, что в этом вопросе есть и позитивная динамика. По разным оценкам, в том числе ВОЗ и Минздрава, уровень потребления на душу населения снизился с 16 до почти 10 литров за последние 10 лет. Следует помнить, что вопрос потребления неотрывно связан не только с количественными показателями, но и с качественными. Очевидно, что употребление суррогатов алкоголя недопустимо, и мы должны планомерно бороться с их оборотом.
Теперь о снижении потребления. Необходимо подчеркнуть, что этим вопросом занимается целый ряд ведомств.
В рамках полномочий Росалкогольрегулирования используется несколько инструментов, направленных на изменение структуры и снижение потребления. Это контроль за соблюдением минимальных цен, внедрение системы прослеживаемости (ЕГАИС – ред.), борьба с нелегальным производством и оборотом алкоголя, а также контроль соблюдения государственных стандартов и технических условий, что неразрывно связано с качеством продукции.
Эти меры внесли существенный вклад в снижение потребления алкоголя на душу населения на 40% за последние 12 лет. - Каким образом стоит бороться с распространением алкогольных суррогатов, потреблением различной косметической продукции и другими подобными явлениями?
— Это очень важный вопрос. Сейчас в качестве доступного заменителя алкоголя используется два вида продукции — это жидкости медицинского, настойки типа "Боярышник", и бытового назначения, например, лосьоны и ароматизаторы. Перечисленные спиртосодержащие жидкости приобретаются в основном для употребления внутрь.
Главное конкурентное преимущество суррогатов – низкая цена. А главная опасность – реальный риск для жизни и здоровья потребителя.
В настоящее время действует запрет на продажу спиртосодержащих жидкостей. Эта мера хорошо работает в обычных продовольственных магазинах, однако в аптечной сети настойки боярышника, пиона и перца продаются по-прежнему. - Считаете ли вы текущий уровень ставок акцизов на алкогольную продукцию в России чрезмерным, или акцизные ставки сейчас находятся на приемлемом уровне? Стоит ли продолжать их повышать?
— Как показала практика, резкое увеличение ставок акцизов приводит к не менее резкому увеличению нелегального рынка, что, соответственно, требует дополнительных усилий по регулированию и контролю.
Кроме того, увеличение ставок еще больше отдалит нас по этому показателю от соседей по ЕврАзЭС. А это, в свою очередь, может создать реальную угрозу незаконного трансграничного перетока алкоголя.
Текущие ставки на алкоголь не меняются в 2019 году. Повышение запланировано только в 2020 году. На мой взгляд, это логично, учитывая тот рост акцизов, который был 2012-2014 годах. Однако я хотел бы напомнить, что решение по этому вопросу принимается Министерством финансов. - На ваш взгляд, стоит ли повышать уровень минимальных розничных цен на водку, коньяк и игристые вина? Стоит ли вводить МРЦ для пива или вина?
— Минимальные цены на алкогольную продукцию устанавливаются Минфином. Сейчас идет подготовка к введению алгоритма по автоматическому изменению минимальной цены в зависимости от текущей ситуации на рынке.
Относительно минимальной цены на пиво могу сказать, что ко мне уже обращались участники пивоваренного рынка с предложениями по введению МРЦ. Поэтому мы будем всесторонне изучать этот вопрос и выносить его на обсуждение в Минфине. - Считаете ли вы целесообразным введение отдельного регулирования для производителей пива и отдельно – для производителей вина? Требуются ли для этого отдельные законы или можно учесть особенности пивного, винного рынка и рынка крепкого алкоголя в рамках 171-ФЗ?
— Хотел бы напомнить, что в прошлом году при рассмотрении аналогичных инициатив правительством было четко обозначено, что регулирование всего алкогольного рынка осуществляется в рамках единого закона. При этом отдельным видам продукции могут быть посвящены свои разделы.
Если вы откроете уже упомянутый закон, то сможете без труда обнаружить, что раздельное регулирование, как пивной, так и винодельческой отрасли уже существует.
Напомню, что почти три года назад была введена классификация вин по географическому признаку, основанная на мировом опыте.
Был предусмотрен упрощенный порядок маркировки алкогольной продукции и упрощенный порядок лицензирования для крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, введено декларирование объемов собранного винограда для производства винодельческой продукции — на основе указанных деклараций составляется расчет потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в федеральных специальных марках.
В соответствии с Налоговым кодексом в отношении вина и шампанского с защищенным географическим указанием или наименованием места происхождения предусмотрены пониженные ставки акцизов.
Мы в курсе всех последних инициатив, как представителей винодельческой отрасли, так и предложений Минсельхоза, и обязательно будем их обсуждать с участниками рынка. - Какие меры поддержки, на ваш взгляд, необходимы российским производителям вина? Стоит ли смягчить регулирование для виноделов, в чем именно?
— В данном направлении работа еще продолжается. При этом наиболее востребованными в отрасли являются меры по льготному налогообложению, господдержке, упрощению предоставления земельных участков под виноградники, восстановлению разрушенной научной базы и созданию приоритета для отечественного вина в розничной сети.
Разумеется, все возникающие вопросы в части изменения текущей нормативной базы будут обсуждаться экспертами и участниками рынка совместно с представителями нашего ведомства и Минфина. - Поддерживаете ли вы идею введения маркировки для пива? И требуются ли дополнительные меры контроля на рынке пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи? Какие это могут быть меры?
— Несмотря на заявления игроков пивоваренного рынка, что нелегальный оборот пива и пивных напитков ничтожно мал, при проведении контрольных мероприятий мы сталкиваемся с выпуском якобы пивных напитков, фактически представляющих собой ароматизированный спиртовой раствор. По сути, это слабоалкогольные спиртные напитки.
Для сбыта такой продукции в рознице практически нет никаких препятствий.
Поэтому я считаю, что введение маркировки всей пивоваренной продукции логичным и правильным решением. Однако этот шаг не должен вызвать перебоев с производством и поставками пива и негативно отразиться на участниках рынка.
В связи с этим и операторы рынка, и регулятор обязаны тщательно подготовиться к этим изменениям. К примеру, мы уже прорабатываем вопрос создания универсальной марки для пивоваренной продукции, которая может наноситься на все виды тары. - Поддерживаете ли вы идею запуска в России онлайн-продаж алкоголя? Можно ли начать интернет-продажи алкоголя, например, для пива или российского вина?
— Как известно, сейчас интернет-продажи алкоголя запрещены. Более того, введена досудебная блокировка сайтов. Механизм действует с июня текущего года. В настоящее время Роскомнадзором по решениям, принятым Росалкогольрегулированием, заблокировано около 400 ресурсов.
При этом добросовестные участники рынка лишены возможности реализовывать свою продукцию в интернете.
Для того чтобы дать им такую возможность, Минфином подготовлен соответствующий законопроект, который внесен в правительство.
Документ предусматривает продажу алкоголя в сети организациями, имеющими соответствующую лицензию, с соблюдением всех ограничений по времени, месту и возрасту. Кроме того, торговые площадки должны быть зарегистрированы в доменной зоне egais.ru - Некоторое время назад в России обсуждалась идея создания единого регулятора для алкогольного и табачного рынков на базе Росалкогольрегулирования. Считаете ли вы целесообразным создание такого регулятора, обсуждается ли сейчас такая идея?
— Решение в данном направлении принимается на уровне правительства. Могу лишь сказать, что по разным оценкам, потери бюджета от нелегального оборота табака ежегодно составляют от 20 до 50 миллиардов рублей.
Кроме того, в последние годы, по данным МВД, отмечен десятикратный рост правонарушений, связанных с нелегальным оборотом табачной продукции, а коллеги из ФТС зафиксировали трехкратный рост правонарушений, связанных с контрабандой сигарет.
На мой взгляд, в целях борьбы с нелегальным рынком необходимо провести тщательный аудит действующей нормативной базы с целью объединения разрозненных отраслевых требований в рамках единого закона.
Если же говорить об оперативном реагировании, имеет смысл подумать о реализации комплекса мер. Я имею в виду введение системы прослеживаемости продукции с учетом опыта, полученного на алкогольном рынке; регистрацию технологического оборудования; гармонизацию ставок акцизов на уровне ЕврАзЭС; введение механизма ценового регулирования (установление минимальных цен, по аналогии с МРЦ на рынке алкоголя – ред.); создание реестра производителей, а также перечня требований к производственным площадям и наличию оборудования.