Виноделие в Астрахани: от австрийского монаха до армянского чихиря

Читая большинство источников о начале развития виноделия в Астрахани, невольно вспоминаешь восточные сказки. Уж очень поэтично все начиналось. Итак, по свидетельству арабского путешественника Ибн-Батуты, еще задолго до присоединения Астрахани к Российской империи на территории Сарая были разведены виноградники. Персидские купцы завезли из Шемахи закавказские лозы и передали одному местному монаху для высадки.



Монах этот, родом из австрийских земель, был еще мальчиком взят в плен, обращен в православную веру и послан в Астрахань в монастырь. Переданные ему лозы он посадил за городом вблизи монастыря. Когда довели об этом до сведения царского двора, по распоряжению Михаила Федоровича поручено было в 1613 году заложить первый виноградник для царского стола.

Задание сие увенчалось успехом. В 1640 году развитие российского виноделия поднялось на новую ступень: из-за границы в Астрахань был выписан специальный «садовник» Яков Ботман. Взяв под своё начальство астраханские виноградники, иностранец сразу же принялся за модернизацию: изменил систему полива, предложив инновационное орошение ветряными мельницами взамен традиционных чигирей.

Царь Алексей Михайлович к развитию виноделия также относился весьма трепетно. Разведение обширного казенного сада привело к тому, что в 1657 и 1658 годах в двух посылках было передано ко двору 48 бочек вина, добытых из садов царских и частью покупного. С Москвы присылались иноземцы, дабы «русские люди настолько навыкли в этом деле, чтобы могли бы и без мастера вырабатывать хорошее вино».



В 1722 году Петр Первый, посетив Астрахань, осматривал с особым вниманием и местные виноградники, повелел сделать машины для поливки и в свободное время даже работал в них. Он учредил для управления казенными садами садовую контору и поставил во главе её француза Посьета. И по его же распоряжению Апраксин послал 2/3 привезенных из Венгрии черенков в Астрахань. Об организации работы информации сохранилось мало, но известно, что несмотря на усилия, отобранные и доставленные ко двору семь проб вина оказались неудовлетворительными. Посему воеводе Волынскому было велено употребить астраханские вина на выкурку водки.

Несомненно, рассвет астраханского виноделия связан с именем Ивана Андреевича Паробича. Он выписал и засадил до сих пор уцелевшие венгерские сорта винограда, развел несколько новых виноградников на более удобных местах, приобрел в казну несколько виноградников частных лиц и ежегодно доставлял ко двору в большом количестве прекрасный виноград и фрукты. Но тайна успеха Паробича заключалась не только в этом. Главной его заслугой было то, что Паробич не только вернул все издержки, но и оставил в казне садовой конторы много наличных денег и большие запасы вина и водки.

Само астраханское вино не отличалось особыми достоинствами, но так как его продажа представлена была исключительно астраханской садовой конторе, то оно выпивалось начисто. По описанию Гмелина, посетившего Астрахань в 1769 году, виноградники частных лиц тянулись в виде сплошных садов по берегу реки Кутума, до церкви Св. Афанасия, на половине Розальева бугра в пруду, по берегу реки Луковки, на севере от Кутума по бугру, параллельно идущего с Заячьим бугром, наконец, за кутумскими виноградниками разведены были татарские сады в пригородних деревнях.

Казенное же садоводство группировалось на недалеком расстоянии — за Ильинским бугром, на так называемом Паробичевском бугре. Здесь на северной стороне его на площади помещались строения садовой конторы, каменный директорский дом со сводчатыми подвалами, оранжереи и винокуренный завод. Вдоль этого бугра шли три параллельные улицы и одна, пересекающая их, застроенная домами для жилья трехсот человек рабочих, приписанных к конторе и занимающихся садовыми и погребными работами и заготовлением для двора плодов. В подвалах астраханских домов удавалось находить старинные бутылки, этикетки, штопоры.



В конце XIX века князь Л. С. Голицын в одном из своих докладов писал, что царь Алексей Михайлович в XVII веке «решил создать русское виноделие, и первые виноградники возникли в Астрахани, на острове Черепахове; не та ли причина, что все русское виноделие пошло черепашьим ходом». В 1894 году В. Сидоров в своих путевых заметках пишет: «Лучшее астраханское вино выделывается в имении села «Черепахи», лежащем в окрестностях города и совсем затонувшем в своих обширных виноградниках и фруктовых садах. Армяне приготовляют из винограда чихирь, любимый ими напиток, который заменяет им лучшие вина, но который крайне неприятен на вкус. Страдая от жажды, я попробовал было выпить чихирь, но он мне не понравился совершенно».

Ивана Паробича не стало в 1767 году. Так уж совпало, что в том же году вышел именной указ Екатерины II, расширивший права «откупщиков», послужившим толчком, после которого астраханского виноделие стремительно покатилось под откос. Поэтапное руководство по разрушению целой индустрии читайте в скором продолжении нашего материала.

Материал подготовлен на основе книг «Виноделие в России» М. Балласа, и 4-го выпуска «Труды Астраханского Губернского статистического комитета», а также по данным периодических изданий Астраханского общества Садоводства и Огородничества.


astralist.info
 

19.11.2018