Как и что пьют в Китае, что из себя представляет китайский алкоголь, как проходят банкеты и просто встречи в ресторане — эти вопросы часто возникают у иностранных гостей Поднебесной, и появляются они не зря, так как пройти через совместное употребление спиртных напитков с радушными хозяевами, скорее всего, придется, будет ли это официальный визит или деловые переговоры. Китайцы и сами любят посидеть за круглым вращающимся столом, произнося бесчисленные тосты под общим девизом «Ганьбэй» (это означает — до дна), ну а гостям все это будет предложено в двойном-тройном размере.
В Китае любят выпить, и с ростом благосостояния увеличивается и количество употребленных литров на душу населения, притом, что довольно внушительный процент не пьет совсем (например, среди женщин — около 70%, у мужчин — 40%). Зато те, кто пьют — сделает это и за себя, и за непьющего парня, по крайней мере, такое впечатление у вас может легко сложиться. Любопытно, что традиция такого усиленного питья «до дна» с уважаемыми гостями вовсе не избавляет китайцев от необходимости держать лицо — пить положено так, чтобы у окружающих от этого не было никакого неудобства, этой простой мысли в Китае следуют тысячелетиями. Следуют — это, конечно, не значит, что всегда получается. Вино у воды
Образцом культурного употребления спиртного можно назвать практику, к которой прибегала китайская интеллигенция. Чтобы увидеть это в полном историческом соответствии, турист может посетить Шаосин (провинция Чжэцзян) и расположенный неподалеку сад Ланьтин с Павильоном плывущих чарок. Именно тут каллиграф 4-го века Ван Сичжи придумал состязание в поэзии и употреблении вина у «изогнутой воды» (цюйшуй люшан — «плывущая по изогнутой воде чарка»). Игра была несложной, но изящной. По специальному извилистому каналу-ручейку, пускалась чарка с вином, после чего начинался, как сказали бы сейчас, слэм. Тот, кто заканчивал «фристайлить» к моменту приближения к нему вина, мог его пить.
Российские туристы в нашей группе достаточно спокойно восприняли информацию гида, что выпивать нужно было сразу 1500 грамм. Речь же о вине, полтора литра — нормально, тем более для поэта. На самом деле, видимо, вкралась обычная для перевода цифр ошибка на порядок из-за китайского десятитысячника и четырех нулей после запятой вместо арабских трех. Полуторалитровая чарка далеко бы не доплыла, а вот 150 грамм — вполне.
Называлось все это «праздником 3-го дня 3-го месяца», но судя по творчеству китайских поэтов, соревновались они чаще. Чтобы не простаивала такая прекрасная конструкция. Помимо «изогнутой воды» необходимым условием для культурных посиделок была бамбуковая роща. В китайской культуре значительное место занимают «Семь мудрецов бамбуковой рощи», «почвенники» и критически настроенные к властям творцы (3 век, царство Вэй), выпивавшие на природе и там же сочинявшие сатирические произведения. Вообще, китайская пословица говорит, что лучше жизнь без мяса, чем отсутствие в саду бамбука.
В саду Ланьтин в этом плане было и есть все необходимое — и бамбуковые рощи, и беседки с остроконечными крышами, разрушающими всяческое зло, пруды с лотосами (фэншуй — наше все), встречаются и гуси — одаривающие писателей перьями.
Можно увидеть и скульптуры поэтов-каллиграфов. По позам, в которых их запечатлел скульптор, видно, что соревнованиям своим они отдавались всей душой. Попутно развивая до невиданных высот почерк. Кстати, поучиться иероглифам в саду Ланьтин тоже можно.
Вообще, китайские интеллигенты напомнили московского собрата Гошу, он же Гога, который с коллегами, черным хлебом и килькой собирался у Воронцовских прудов. Отчасти герой «Москва слезам не верит» транслировал традицию китайских интеллектуалов. На природе — это ж совсем другое дело. Никаких бездуховных рюмочных и пивных — только стихи и плывущие по «изогнутой воде» чарки с вином.
В 18-м веке император Хунли (Цаньлун), который много времени проводил в провинции Чжэцзян, Ханчжоу и Шаосине, так вдохновился садом Ланьтин, что перенес традицию питья вина у изогнутой воды в другие регионы, в частности, «Павильоны плывущих чарок» появились и в Пекине.
Пиво с водкой: самое разное цзю
Пили китайские интеллигенты рисовое вино. В Шаосине, как древнем центре этого напитка, можно посетить специальный музей, конечно, с дегустацией, подробной информацией, имеется и «инфотейнмент» — например, можно погулять по искривленной поверхности. Опять-таки, состязание.
Не могу сказать, что желтое вино (хуанцзю) выигрывает на фоне виноградного — но это дело вкуса. Зато в кулинарии это вино, в частности, его знаменитая шаосинская версия (шаосинцзю) может быть очень полезным.
Как рассказали коллеги, молодежь в Китае постепенно переходит на виноградное вино (путаоцзю), глобализация все-таки, а вот старшие поколения отдают предпочтение традиционному желтому. Также есть фруктовые вина, гуодзыцзю, например, в Чжэцзян производят известное сливовое вино. При этом в магазинах виноградное вино, особенно импортное, стоит совсем недешево, 90−100 юаней за бутылку (900−1000 рублей), рисовое же можно купить всего за 15−20 юаней (150−200 рублей).
Как нетрудно заметить, спиртные напитки имеют в названии ключевое слово «цзю», как вино или любой алкоголь, пиво — пицзю (некоторым не очень нравится, как звучит это слово), крепкие алкогольные напитки — это байцзю (белое вино или «беленькая»).
Кстати, запивать пицзю байцзю в Китае не считается студенческо-солдатским (по Ремарку) путем к быстрому опьянению. Практикуется. Пиво в Китае — довольно легкое (менее 3−4 градусов), сладковатое из-за рисового солода, но очень помогает в утолении жажды, особенно в условиях жары и влажности.
Топ китайского пивоварения принадлежит маркам Циндао, Яньцзин, Сюэхуа и Харбин, явный лидер — Циндао (Tsingtao), которое выпускается с 1903 года. Пекинский Яньцзин значительно моложе (1980).
Среди китайской водки выделяют дорогую и элитную Маотай из одноименного города и более доступную Эрготоу (Арготоу, перевести можно как «лучшая вторая перегонка»). В плане крепости разница невелика — до 60 градусов. Маотай — рисовая водка, ее научились делать более 2 тысяч лет назад (история рисового вина насчитывает 5 тысяч лет). Более дешевые варианты производятся из гаоляна, чумизы, кукурузы. Настоящая водка Маотай стоит от 900−1000 юаней (9−10 тысяч рублей) до 200 тысяч юаней за 80-летнюю бутылку.
Китайские водки обладают специфическим вкусом, так что употреблять их нужно с осторожностью. Легко нарваться на нечто, напоминающее тройной одеколон — и дело не в том, что вы встретили подделку, так и должно быть (кстати, на поддельную водку тоже нарваться легко, так что, приобретать алкоголь следует внимательно и в местах, внушающих доверие). Но в процессе дегустации этих напитков с китайскими коллегами быстрее происходит понимание этой страны, недаром знающие люди шутят, что своим в Китае ты становишься именно тогда, когда вкус местной водки не вызывает отторжения. Что любопытно, знатоки утверждают, что голова после употребления китайской водки на следующий день не болит. Но зависит, конечно, от сочетания употребляемых накануне напитков.
Банкет с китайцами — Ганьбэй до победного конца
Во время банкетов гостю предоставят для водки очень маленькую рюмочку и, учитывая своеобразие напитка, который вам доведется употреблять, это кажется плюсом. Проблема в том, что наполняться эта рюмочка будет очень регулярно.
Как описывал китайские банкеты автор книги «Чайна. Что и как пьют в Поднебесной» Владимир Печенкин, часто к гостю один за другим подходят, чтобы выпить персонально, кроме того, вас может с кем-то как будто случайно «объединить» блюдо на круглом столе (например, птица) и тогда нужно будет быстренько три раза выпить с визави.
Постоянные тосты и вставания могут утомить, но и тут существует прогресс — популярным явлением стало постукивание рюмкой о стол. Как говорится в уже упомянутой книге, пошло это от застолья в одном из южных городов Китая с высокопоставленным чиновником из Пекина, которому мешало вставать военное ранение. Хитроумные южане сочинили легенду, мол, чокаться у них принято не вставая, а постукивая стаканом о стол. Естественно, идея быстро получила распространение, сейчас в современном китайском ресторане можно чувствовать себя как в новостройке, где постоянно делают ремонт — такой стук стоит.
Вообще, хотя традиция велит вести себя культурно, употребив алкоголь, это не значит, что китайцы не будут веселиться. В ряде туристических городов провинции Чжэцзян, прогуливаясь по вечерам, мы видели очень веселые компании. В Ситане, сидя на берегу канала, мы наблюдали за такой группой китайской молодежи напротив. Отмечался, судя по всему, мальчишник, компания то и дело выбегала на улицу и один, наверное, проигравший в конкурсе или игре, «исполнял желания». То стоял в планке, то изображал загадочных зверей. Эти этюды продолжались недолго, вся компания стремительно исчезала в ресторане, чтобы снова постучать бокалами.
При этом не было замечено никакой агрессии, по отношению к иностранцам подвыпившие китайцы настроены очень дружелюбно, в центре еще одного города нашу компанию местные жители втянули в уличное караоке, наметанным глазом выделив девушку, которая является профессиональной певицей.
Китайцы пьют, как и веселятся, очень искренне, от души. В этом они похожи на русских, но есть и опасность. В интернете немало статей и записей в блогах о том, как пить с китайцами и выжить, но сами китайцы уверены, что это русские — настоящие мастера употребления алкоголя. И очень удивятся, если русский будет пить мало или и вовсе откажется от алкоголя.
В общем, берегите себя, не забывайте о вреде алкоголя для здоровья и пейте лучше на природе, маленькими чарками, проплывающими мимо по изогнутой воде. Это удобно тем, что лишнюю чарку, которую лучше пропустить, вы, скорее всего, просто не поймаете.