ЖИЗНЬ БОЛЬШИНСТВА ИЗ НАС ТАК ИЛИ ИНАЧЕ СВЯЗАНА С АЛКОГОЛЕМ — будь то бокал вина за ужином, череда коктейлей на вечеринке или любимое пиво после длинного рабочего дня. Более того, многие из нас действуют как будто по инерции: на вечеринке или при встрече с друзьями мы автоматически берём бокал в руку. Но, как и в ситуации с теряющим популярность курением, сбалансированным питанием и общей тенденцией на осознанность, мы, похоже, подошли и к переоценке отношений с алкоголем. Встречайте sober curious — движение за постепенный отказ от алкоголя и за то, чтобы заменять его другими впечатлениями.
Словосочетание sober curious (буквально «заинтересованный/заинтересованная в трезвости», но по смыслу скорее ближе к «выпивающим осознанно») придумала Руби Уоррингтон. Помимо собственно термина, на её счету ещё и книга «Sober Curious: The Blissful Sleep, Greater Focus, Limitless Presence, and Deep Connection Awaiting Us All on the Other Side of Alcohol», и соответствующий подкаст. Идею осознанного употребления алкоголя Уоррингтон вывела из собственного опыта. Несколько лет назад, в 2010 году, она работала редактором Sunday Times Style — в её жизни было много вечеринок и прилагающегося к ним спиртного. Однажды Руби по редакционному заданию отправилась на выходные на йога-ретрит, где, по понятным причинам, никакого алкоголя не было — и удивилась, как хорошо чувствовала себя, вернувшись на работу в понедельник. Те дни Уоррингтон считает началом трезвого пути: конечно, она не бросила пить в ту же минуту, но задумалась, какой может быть её жизнь без алкоголя и почему он так сильно влияет на её самочувствие.
Отказываться от выпивки Уоррингтон начала спустя ещё два года, когда вслед за мужем переехала из Лондона в Нью-Йорк. Тогда журналистка решилась напрямую спросить себя, почему в её жизни многое строится вокруг спиртного — учитывая, что ей от него скорее плохо, чем радостно. Одновременно с этим Руби поняла, что традиционная схема — полная и бесповоротная трезвость — ей не подходит: на собрании «анонимных алкоголиков» она почувствовала, что не готова воспринимать себя как человека с серьёзной зависимостью.
Она не одинока в подобных мыслях: алкоголизм традиционно ассоциируется с запоями, употреблением спиртного до потери сознания или привычкой опохмеляться, а не с хорошим алкоголем в комфортной обстановке, который вроде бы не мешает жить обычной жизнью наутро. При этом первые признаки злоупотребления легко пропустить: выпить больше запланированного, потерять день из-за тяжёлого похмелья, по привычке брать бокал после работы, чтобы расслабиться, — всё это кажется безобидным, но может сигнализировать о начале проблемы. По данным опроса Национального института по борьбе со злоупотреблением алкоголем и алкоголизмом США 2015 года, почти 27 % опрошенных старше 18 лет признались, что за последний месяц хотя бы однажды злоупотребляли алкоголем — то есть выпивали за раз пять и более порций, если речь шла о мужчинах, или четыре и более порций в случае женщин. Ещё 7 % опрошенных признались, что за последний месяц злоупотребляли алкоголем пять или более раз — знакомая многим из нас привычка не пить в течение недели, но отводить душу в выходные может быть не такой безобидной, как кажется.
Руби отправилась на выходные на йога-ретрит, где алкоголя не было — и удивилась, как хорошо чувствовала себя, вернувшись на работу в понедельник
С другой стороны, встречаются и те, кто выбирают трезвость. Например, согласно исследованию Университетского колледжа Лондона, всё больше молодых людей полностью отказываются от алкоголя: если в 2005 году среди опрошенных 16–24 лет таких было 18 %, то в 2015 году эта цифра выросла до 29 %. Количество молодых людей, пьющих больше рекомендованной нормы, также упало (с 43 до 28 %), как и тех, кто злоупотребляет алкоголем не регулярно, а разово, но сильно (с 27 до 18 %). Правда, нужно отметить, что исследование спонсировала благотворительная организация Alliance House Foundation, призывающая к полной трезвости.
Есть и пусть не такая большая, но волна знаменитостей, открыто говорящих об отказе от алкоголя: от Ким Кардашьян, заявляющей, что она пьёт разве что пять стопок водки в Лас-Вегасе раз в три года, до звезды ромкомов Ноя Сентинео, который после нескольких лет вечеринок с алкоголем решил провести свой двадцать второй год полностью трезвым (в США спиртное разрешено с двадцати одного). Последний появляется с комбучей вместо пива и в кадре — непривычном для американского кино, где подростковая вечеринка ассоциируется с незаконно купленным пивным бочонком.
Тем не менее полный отказ от алкоголя подходит далеко не всем — и далеко не все готовы признать, что у них есть проблемы с употреблением. В конце концов, серьёзная зависимость грозит лишь каждому десятому, многие способны так или иначе контролировать своё состояние и количество спиртного. Тем более что появляются и программы по борьбе с зависимостью, которые стремятся отойти от принципа «раз и навсегда»: одна из них, например, начинается с полного отказа от алкоголя на месяц, а затем предлагает постепенно возвращать спиртное в свою жизнь, но уже в умеренных количествах.
Движение «осознанно выпивающих» вполне вписывается в этот процесс — вместо того, чтобы полностью вычеркивать алкоголь из жизни, оно призывает задуматься, что алкоголь даёт лично вам и нельзя ли получить это иным путём. Например, алкоголь — это ещё и важный элемент социального взаимодействия: одни выпивают бокал-другой, чтобы расслабиться в малознакомой компании, другие пьют, чтобы почувствовать себя увереннее, третьи — по инерции или чтобы не чувствовать себя лишними или не выделяться. Трезвость же в этой системе как будто требует дополнительных аргументов — вроде беременности или истории алкоголизма в семье, — а простого нежелания пить как будто недостаточно. Об этом рассказывает и Руби Уоррингтон: она говорит, что боялась, что если бросит пить, её будут считать странной, подозревать, что у неё какие-то проблемы, что она считает себя лучше других, и так она потеряет друзей.
При этом Уоррингтон говорит, что, отказавшись от алкоголя, потеряла лишь одно — собственно, ощущение опьянения. «О чём это я? О том, что употребление алкоголя — это не обязательный элемент для построения связи с людьми и, как следствие, полной и счастливой жизни, а вполне себе отдельное занятие. Это просто-напросто изменение ментального, эмоционального и физического состояния через употребление токсичного алкоголя, — пишет она в книге. — Из-за него мы, наоборот, меньше отдаём себе отчёт в том, что происходит вокруг нас и с кем мы общаемся. А это, как бывало у многих, может легко привести к спорам, ссорам, эсэмэскам, о которых вы потом жалеете, ужасному сексу, а наутро, в холодном свете дня — к ощущению полного и катастрофического одиночества».
К тому же, «социальным» напитком не обязательно должно быть что-то алкогольное. Этому способствует и развивающийся рынок: от комбучи и необычной газированной воды вроде популярной в США LaCroix до огромного выбора безалкогольного пива и сидра для тех, кто хочет сохранять связь с привычными ритуалами.
Вместо того, чтобы полностью вычёркивать алкоголь из жизни, движение призывает задуматься, что алкоголь даёт лично вам и нельзя ли получить это иным путём
Помимо того, что с социальной тревожностью вполне можно бороться и без спиртного, есть и вполне легитимные аргументы за то, чтобы сокращать его потребление. Например, самочувствие: выпитое на ночь отражается на качестве сна — и, как следствие, может здорово испортить самоощущение на следующий день. Есть и более серьёзные перспективы: злоупотребление алкоголем ассоциируют с разными трудностями со здоровьем — от проблем с нервной системой, сердцем, печенью и поджелудочной железой до депрессии и усиления деменции. Желание снизить эти риски — вполне естественная история.
Конечно, метод «осознанного выпивания» тоже подходит не всем (о том, что его не стоит использовать в случаях серьёзной зависимости, говорит и сама Руби Уоррингтон): если за пристрастием к алкоголю скрывается тяжёлая депрессия, маловероятно, что вопрос можно будет решить, просто сведя количество порций алкоголя в неделю до рекомендуемой экспертами нормы. Для всех остальных осознанный подход к алкоголю может привести к самым разным результатам. Кто-то может бросить пить насовсем, выяснив, что алкоголь не приносит радости, другие могут просто пересмотреть привычки — например, отказаться от алкоголя в ситуациях, где вроде бы принято пить, но на самом деле не хочется, вроде корпоративов или вечеринок. То есть в конечном итоге лучше понимать себя и собственные желания.
«Осознание себя как „осознанно выпивающего“ не даёт нам оказаться в жёстких рамках „всё или ничего“ — касается ли это мышления, чувств или поступков, — говорит психотерапевт Элисон Стоун. — Это может также помочь нам лучше понять собственные отношения с алкоголем: в каких ситуациях мы пьём больше, чем хотели бы? Пьём ли мы потому что хотим или потому что чувствуем, что должны? Любопытство даёт нам возможность лучше понять себя и почему мы поступаем так, а не иначе».