Тел/факс: +7 925 5447677, эл. почта: sobor.center@mail.ru
Пятница, 22 ноября 2024 г.
Общие подходы к разработке
национальной алкогольной политики
 

Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения: Потребление алкоголя и здоровье россиян

Влияние потребления алкоголя на здоровье и риск смерти

В этом разделе мы приводим результаты оценивания влияния потребления алкоголя на здоровье населения России и на риск смерти на основе данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ). РМЭЗ – национально представительное лонгитюдное обследование российских домохозяйств, проводимое с 1992 г. центром «Демоскоп», Институтом социологии РАН и Центром изучения населения Университета Северной Каролины, США. Сотрудничество с лучшими мировыми центрами исследований поведения домохозяйств при формировании выборки, разработке анкеты, формировании и обучении интервьюеров обеспечило этому исследованию высокое доверие со стороны российских и зарубежных исследователей и лиц принимающих решения. Анкета РМЭЗ содержит широкий набор вопросов, характеризующих разные аспекты поведения индивидов в семье и на рынке труда, а также подробную информацию о вредных привычках и показателях здоровья. Кроме того, лонгитюдная природа обследования позволяет проследить траектории поведения респондентов на протяжении многих лет, а также изучать детерминанты смерти населения.

В ходе регрессионного анализа мы тестировали влияние частого употребления алкоголя на здоровье и риск смерти, а также разделяли общий эффект частого потребления алкоголя на частое потребление водки (отдельно и в смеси) и частое потребление пива (отдельно и в смеси, кроме водки). РМЭЗ позволяет определить, насколько часто и какие напитки потребляет индивид. Мы выделили группу тех, кто потребляет алкогольные напитки каждый день или 4-6 раз в неделю и назвали ее «часто потребляющие алкоголь». Кроме того, мы также выделили две подгруппы среди часто потребляющих алкоголь: те, кто пьет водку, отдельно или в смеси с иными напитками («частое потребление водки»), и те, кто пьет пиво, но не пьет водку («частое потребление пива»).

Оценивание производится на микро данных РМЭЗ. В качестве переменной здоровья используется самооценка человеком собственного здоровья (очень плохое, плохое, удовлетворительное, хорошее и очень хорошее). Мы используем как все категории, так и определяем бинарную переменную: плохое и очень плохое здоровье против всех остальных вариантов. Во всех случаях мы контролируем на пол, возраст, образование респондента, душевой доход домомохозяйства, место проживания, индекс массы тела и курение (курит респондент или нет). Кроме того мы контролируем на самооценку человеком своего статуса по шкале (из девяти ступеней) «не уважают-уважают». Это позволяет учесть влияние постоянного психологического стресса на здоровье человека и отделить это влияние от влияния потребления алкоголя.

Оценивание влияния потребления алкоголя на здоровье производилось на совместной кросс-секции за 1994-2007 на панели данных за те же годы. Влияние потребления алкоголя на риск смерти оценивалось с использованием моделей дожития.

Как показывают результаты оценивания влияния потребления алкоголя на здоровье, частое потребление алкоголя ухудшает здоровье. Так, частое потребление алкоголя увеличивает вероятность иметь плохое или очень плохое здоровье на 7 процентных пунктов. Более того, именно частое потребление алкоголя с включением водки в «рацион» приводит к ухудшению здоровья (риск плохого здоровья возрастет на 9 процентных пунктов), тогда как даже частое потребление пива не оказывает статистически значимого эффекта на здоровье. Негативный эффект частого потребления алкоголя на здоровье устойчив к методу оценивания, и к контролю на индивидуально специфичные фиксированные эффекты в частности. Частое потребление алкоголя увеличивает вероятность иметь плохое или очень плохое здоровье на 17 процентных пунктов, и весь эффект вызван частым потреблением водки.

Результаты оценивания влияния алкоголя на риск смерти свидетельствуют, что именно частое потребление алкоголя, и прежде всего крепкого алкоголя, увеличивает риск смерти. Просто потребление водки или пива не оказывает статистически значимого эффекта. Частое потребление алкоголя увеличивает риск смерти на 60 процентных пунктов. Частое потребление водки приводит к росту риска смерти на 66 процентных пунктов, тогда как частое потребление пива не имеет статистически значимого эффекта.

Полученные результаты можно представить в виде различий в кривых дожития тех, кто часто пьет крепкие спиртные напитки, и тех, кто редко потребляет крепкий алкоголь или совсем не пьет. Такие кривые представлены на рис. 14. Как видно из соотношения кривых, частое потребление водки укорачивает жизнь в среднем на 9-10 лет. В то же время, как отмечено выше, влияния частого потребления пива статистически не выявлено.


Рисунок 14. Прогнозные кривые дожития: часто потребляющие крепкий алкоголь (прерывистая линия) и редко потребляющие или совсем не потребляющие (сплошная линия)


Таким образом, регрессионный анализ с использованием лонгитюдных данных позволяет выделить влияние различных типов потребления алкоголя на здоровье и смертность населения, контролируя на влияние других групп факторов. Наши результаты свидетельствуют о сильном негативном воздействии частого потребления алкоголя на здоровье и риск смерти. Умеренное потребление алкоголя не оказывает статистически значимого эффекта. Кроме того, негативное влияние частого потребления крепкого алкоголя превышает эффект частого потребления вина и пива: частое потребление водки укорачивает жизнь в среднем на 9-10 лет, тогда как влияния частого потребления пива статистически не выявлено.

Опыт стран Северной Европы в стимулировании переключения населения с потребления преимущественно крепких спиртных напитков на более легкие (пиво и вино) говорит об активном использовании мер акцизной политики. Табл. 2 содержит информацию о ставках акцизов на спирт, промежуточные продукты, вино и пиво в странах Европы в 2000 г. Как следует из таблицы, ставки акцизов в северных европейских странах значительно выше ставок в других странах, а ставки акцизов на крепкие спиртные напитки в 2-3 раза выше акцизов на пиво (в пересчете на литр чистого алкоголя). В некоторых других странах Европы разрыв в акцизах на спирт и пиво достигает шести раз, хотя в абсолютном выражении акцизы в них намного ниже североевропейских.

Аналогичные расчеты соотношений ставок акцизов на разные типы алкогольных напитков по России приведены в последней строке табл. 2 и рис. 15. Как видно из таблицы, ставки акцизов на крепкие алкогольные напитки в России в несколько раз меньше по сравнению со странами Европы. Кроме того, соотношение акцизов на напитки разной крепости в России кардинально отличается от соотношения акцизов в Европе: в России очень низкая ставка акцизов на крепкие спиртные напитки – 5,25 евро против 49,21 евро в Швеции (и еще выше в Норвегии) и 10 евро в Австрии. Ставка акциза на вино в России близка к ставкам винопотребляющих стран южной Европы – всего 80 евроцентов. Ставка акцизного налога на пиво, значительно возросшая в 2010 году, в абсолютном выражении намного ниже ставок в северной Европе, Великобритании и Ирландии, но сопоставима – и даже превышает, с поправкой на различия в доходах, – со ставками акциза в пивопотребляющих странах. Ставка акциза на пиво достигает 26 евро в Финляндии, 19,87 евро в Ирландии, 18,08 евро в Великобритании, 17,07 евро в Швеции, но равна 1,73 евро в Германии, 4,4 евро в Австрии, 4,9 евро в Нидерландах и 4,5 евро в России. В то же время, в России, в отличие от Европы, распространено крепкое пиво (выше 8,6%), ставка акциза на которое – в пересчете на литр чистого алкоголя – ниже и составляет 4,06 евро.

Таблица 2. Ставки акцизов на алкоголь (евро на литр чистого алкоголя), Россия и страны Европы, 2010



Источник: Alcohol in Postwar Europe. Consumption, Drinking Patterns, Consequences and policy responses in 15 European countries (2001) Thor Norstrom (editor). National Institute of Public Health, Sweden, Таблица 2.1 для Европы и Федеральный закон №171-ФЗ для России (пересчет по обменному курсу 40 рублей за 1 евро).



Рисунок 15. Ставки акцизов на алкоголь (евро на литр чистого алкоголя), Россия и страны Европы, 2010

Источник: Alcohol in Postwar Europe. Consumption, Drinking Patterns, Consequences and policy responses in 15 European countries (2001) Thor Norstrom (editor). National Institute of Public Health, Sweden, Таблица 2.1 для Европы и Федеральный закон №171-ФЗ для России (пересчет по обменному курсу 40 рублей за 1 евро).

В целом, ставки акцизов на алкоголь в России невысоки, особенно на крепкие спиртные напитки, даже учитывая различия в покупательной способности населения Европы и России. Особенно сильно отличаются акцизы на крепкие спиртные напитки в России от акцизов в странах с проблемно высоким потреблением алкоголя, и высокой долей потребления крепких напитков. Более того, соотношения ставок акцизов на крепкие спиртные напитки и пиво кардинально отличаются от европейских. Ставка акциза на вино сопоставима с винопотребляющими странами Европы. Политика снижения потребления алкоголя требует повышения акцизов на все алкогольные продукты, с кардинально опережающим повышением акцизов на крепкие напитки. Только в этом случае можно надеяться на переключение потребления россиян на менее крепкие напитки с одновременным снижением совокупного потребления алкоголя.

Эффективность использования ценовых механизмов ограничения потребления алкоголя зависит от того, насколько эластичен спрос на алкогольные напитки по цене. Оценки эластичности спроса на алкоголные напитки в странах Европы и в России приведены в табл. 3.

Таблица 3. Эластичность спроса на алкогольные напитки в странах Европы и в России



Источник: Leppanen, K., Sullstrom, R. & Suoniemi, I. (2001) “The Consumption of Alcohol in Fourteen European Countries. A Comparative Econometric Analysis” (Helsinki, Stakes) для стран Европы, Andrienko, Yuri, and Alexander Nemtsov (2005). “Estimation of Individual Alcohol Demand,” Economics Education and Research Consortium, Working Paper series, 05/10. для России

Как видно из таблицы, оценка эластичности спроса на водку, пиво и вино по цене в России намного выше показателей стран Европы и сопоставима с эластичностью потребления в Нидерландах. Это дает основание полагать, что ценовые меры влияния на потребление алкоголя – повышение акцизов на крепкие спиртные напитки с целью перехода к более щадящем здоровье типу потребления алкоголя – способны достичь цели. В России же опыт последних десятилетий состоит в относительном удешевлении водки. Так, в конце 80-х соотношение цен водки и пива были таковы, что за одну бутылку водки можно было приобрести девять бутылок пива. В настоящее время – в среднем 3-4 бутылки пива за бутылку водки (а есть и более дешевая водка).

Наряду с ценовыми мерами, эффективная антиалкогольная политика должна включать меры иного характера: система контроля над производством и продажей алкоголя, ограничение продажи алкоголя вне ресторанов, баров и т.п., ограничения минимального возраста приобретения алкоголя, ограничения на рекламу алкоголя, на спонсорство спортивных и молодежных мероприятий, на потребление алкогольных напитков в общественных местах. Заметим, что все европейские страны, не только северные, значительно усилили меры антиалкогольной политики за последние 50 лет.

Выводы

Подводя итоги, динамика смертности в России во многом объясняется избыточным потреблением алкоголя. Потребление крепких спиртных напитков преобладает над потреблением пива и вина в России как по совокупному объему потребления, так и по распространенности среди населения. Этот «северный» тип потребления распространен во всех доходных и образовательных группах. В последние годы наблюдается тенденция к смещению потребления водки в старшие возраста и переключению молодежи на потребление пива. Кроме того, наблюдается тенденция переключения более образованных на потребление вина за счет потребления крепких напитков. Насколько устойчивы эти тенденции – открытый вопрос.

Анализ влияния алкоголя на здоровье и смертность населения свидетельствует о сильном негативном воздействии частого потребления алкоголя. Так, частое потребление алкоголя увеличивает вероятность иметь плохое или очень плохое здоровье на 17 процентных пунктов, и весь эффект вызван включением водки в «рацион», тогда как даже частое потребление пива не оказывает статистически значимого эффекта на здоровье.

Частое потребление алкоголя увеличивает риск смерти на 60 процентных пунктов, тогда как умеренное потребление водки или пива не оказывает статистически значимого эффекта. Так же, как и в случае влияния на здоровье, именно частое потребление водки приводит к росту риска смерти: риск смерти возрастает на 66 процентных пунктов, что соответствует укорачиванию жизни в среднем на 9-10 лет. Негативного влияния частого потребления пива статистически не выявлено.

Активная политика противодействия алкоголизму должна включать меры ценовой и неценовой политики. Политика снижения потребления алкоголя требует значительного повышения акцизов на все алкогольные продукты. Стремление переключить потребление россиян на менее крепкие напитки требует опережающего повышения акцизов на чистый спирт и крепкие напитки. В то же время, эффективная антиалкогольная политика не должна ограничиваться лишь ценовой политикой. В России остается большой потенциал использования мер неценовой антиалкогольной политики, направленных на снижение потребления и изменения типа потребления алкоголя в России. Мировой опыт борьбы за снижение алкогольной смертности, в частности, опыт стран северной Европы, чрезвычайно полезен для России.



demoscope.ru

© 2009, «Центр Разработки Национальной Алкогольной Политики»